В начало | Дальнозоркость | О вебсайте | Дальнозоркость
prosto-wkusno.ru / ЛФК / Кардиологический центр в рязани запись на прием

Запись на прием к ревматологу в

Запись к врачу через интернет

zorobotka (Автор -ohvas) Воскресенье, 30 Ноября 2014 г. 18:53 (ссылка)


Монастырский чай - от алкоголизма



Зачем нужен Монастырский чай?

Купить со скидкой 50%!

http://goo.gl/idjxiV



https://vk.com/topic-57920576_30810680

 



Монастырский чай - от пьянстваxчай - от пьянстваxчай от пьянства купитьxлечение от пьянства народными средствамиxритуал избавления от пьянстваxэнергетический браслет от пьянстваxсильный заговор от пьянства.xочень старый русский заговор от пьянстваxзаговоры молитвы и заклинания от пьянства.xот пьянства и запоевxзащитить подростка от пьянства - заговорыxаметист камень защищающий от пьянстваxкак защитить детей от пьянства?xмолитва от пьянства.любовь-счастье-здоровье.xнеупиваемая чашаxсвятая матрона московскаяxславянские заговорыxмагия на вербное воскресеньеxповерья и суеверияxрунический став "алкостоп". автор scarlett



Ни для кого не секрет, что чрезмерное употребление алкоголя – настоящая проблема в нашей стране. В странах бывшего Советского Союза количество употребляемого алкоголя на душу населения превышает норму в 3-4 раза.

По оценкам специалистов, только 2 человека из 100 могут самостоятельно бросить пить или хотя бы снизить количество потребляемого алкоголя. По данным ВОЗ, 90% бросивших пить начинали пить снова.

Человек, желающий бросить пить сталкивается с большими проблемами: нервными срывами, скукой, желанием выпить на физическом уровне. Лишь небольшому количеству людей удаётся перебороть уже перестроенный на постоянное употребление алкоголя организм.

Таблетки, амбулаторное лечение, психологическая обработка, «капсулы», заговоры и прочие средства давно признаны неэффективными.

Монастырский чай – это средство, борющееся с ПРИЧИНОЙ желания пить. Чай воздействует на иммунную и нервную систему, возвращая организм к изначальному состоянию, когда человек ещё не привык употреблять алкоголь. Привычка исчезает сама по себе, когда организм не «просит» алкоголя. 99 из 100 наблюдают полное избавление выпить.

Монастырский чай – одно из немногих действительно работающих средств в борьбе с алкогольной зависимостью.

Lusiya78 Пятница, 08 Ноября 2013 г. 04:46 (ссылка)

Это цитата сообщения netalla Оригинальное сообщение
Народные традиции, поверья и суеверия



Погода. Народные приметы



За подаренный нож надо обязательно дать выкуп. Или даже просто за показанный вам нож.

Уезжать в дождь – хорошая примета. Ещё хорошая примета – уезжать в Таиланд, в Эмираты, в Европу. Хорошо также улетать в смерч или ураган.

Перед дорогой нельзя зашивать ширинку на брюках. Только застегнуть.

Вообще ничего нельзя зашивать на себе. Для этого есть хирурги.

Перед дальней дорогой нельзя зашиваться от пьянства – дорога будет трудной и невозможно скучной.

86275794_82884049_75655329_dallee (170x89, 11Kb)

wera1 Вторник, 13 Июля 2010 г. 12:34 (ссылка)
Приметы, поверья и суеверия
 (373x500, 69Kb)
Приметы, поверья и суеверия окружают человека с рождения и до смерти. У всех народов мира существует множество примет и поверий, некоторые из них общие для многих стран. Славянские народы остаются весьма суеверными. На все случаи и явления жизни есть свои приметы. Наши предки придавали огромное значение явлениям мира, примечали все события и на этой основе вырастали приметы и поверья.
Что такое приметы? Народная смекалка, запечатленная в ярких образных выражениях, опыт человечества, свидетельство его наблюдательности, умения читать небесные сигналы... Собственно, не так это важно. Важно, что такое явление, как приметы, существует, и не стоит просто так отбрасывать многовековую народную мудрость.
Вселенная создана по определенному порядку, закону, незнание которого не освобождает вас от неожиданных поворотов судьбы. Если вы не следуете этим законам, нарушаете их, с вами обязательно происходит именно то, что должно произойти, дабы научить правильному поведению.
Порой это могут быть какие-то мелкие сигнальчики, типа разбившейся чашки, потерянного кошелька, случайной встречи на улице, плохой погоды - как раз в тот момент, когда вы собрались на важную встречу.
Бывало ли у вас такое состояние, когда все валится из рук или, наоборот, идет как по маслу и удается? Наверное, вам знакома ситуация, когда все, будто сговорившись, мешают вам совершить какой-то поступок. Задумайтесь, может быть, и не стоит его совершать, если с самого начала что-то не складывается.
Есть случаи, когда с помощью таких сигналов, небесным силам удавалось предотвращать неминуемые катастрофы. В последнюю минуту человек вдруг передумывал ехать в турне, шестое ли чувство ему подсказало или что-то внезапно помешало, и остался жив, а пассажиры авиалайнера, в котором он должен был лететь, погибли. Что это? Случайность? Или закономерность, по которой совершается в этом мире каждое изменение. Только закономерность скрытая, постигнуть которую дано не каждому.
Мы называем эту способность интуицией, шестым чувством, даром провидения. Не у всех она развита в одинаковой степени, но ее можно тренировать. Стоит только более внимательно присматриваться к жизни. И она сама ответит на все вопросы.
Логичнее всего будет начать с примет, связанных с беременностью, родами и первыми годами жизни малыша.
 (400x416, 28Kb)
Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым.
Считалось, что именно в волосах сокрыта жизненная сила человека. С волосами связано большое число запретов: их нельзя, вычесав, бросать на ветер; стричь, мыть и расчесывать волосы позволялось только в определенные, строго оговоренные дни. Ребенка до года категорически не рекомендовалось даже причесывать - не только стричь. Расстаться с волосами - уменьшить свои жизненные силы, укоротить свою жизнь или, самое малое, лишить себя достатка. В некоторых местах считается, что если ребенка до семилетнего возраста стригут, то ему "ум выстригают". С волосами связаны и все основные обряды, такие как свадьба (коса невесты), погребение (распускание волос вдовою) и т. д. Волосы воспринимались как часть человека, способная его "заместить". То есть, имея при себе чьи-то волосы, можно влиять на этого человека. Поэтому нередко матери носят на груди в особом медальоне локоны своих детей, равно как и возлюбленные - волосы своих половин. Эффектом "замещения" объясняется и вера в то, что любой колдун, имея волосы человека, сможет навредить ему, навести порчу. Поэтому не рекомендуется остриженные волосы оставлять на виду (что, кстати, и для чистоты хорошо). Что касается запрета стричь волосы беременной, то он может уходить своими корнями в глубокую древность, когда волосы частично спасали от холода.
Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит, и фотографироваться): ребенок может мертвым родиться.
Это суеверие вряд ли имеет под собою реальные основания. Появилось оно, вероятнее всего, под влиянием "эффекта двойников": мол, если ребенок запечатлен еще до рождения, значит, его развитие остановилось, как на портрете (на снимке).
Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок уродом будет.
Эта примета имеет под собою все основания. То, к чему народ пришел путем многовековых наблюдений, сейчас доказано медициной. Действительно, находясь еще в материнской утробе, ребенок чутко реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется чаще смотреть на что-либо красивое, эстетически привлекательное, испытывать больше положительных эмоций. Это сказывается не только на характере, но и на внешности будущего ребенка. Сейчас их можно встретить в любом пособии для будущей матери.
Беременная не должна переступать через земляные плоды (редьку, свеклу, картофель и т. д.): может случиться выкидыш.
Ключевое слово в данном случае - "земля". В землю закапывают умерших; следовательно, если переступишь через плод земли, не уважишь его - и земля твой плод не уважит, в себя возьмет.
Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и в Семицкую неделю, не то у ребенка либо "заплата" на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет "зашит".
Как видим, речь идет об острых предметах - ноже, ножницах, иголке. Если, не дай Бог, беременная уколется или поранит себя, она, естественно, испытает чувство испуга и страха, а это сказывается на состоянии ребенка. Не исключена и связь между кожей матери и кожей плода.
В сорочке родился - счастливый. - Имеется в виду маточная "сорочка".
Если после родов она оказалась неповрежденной, то это - свидетельство счастливой судьбы новорожденного. "Сорочку" эту потом берегли и носили на шее в специальном медальоне.
Нельзя беременной есть плоды-двойчатки и яйца с двумя желтками: двойнята родятся.
Примета достаточно примитивна, чтобы сбываться. Хотя можно предположить какое-то влияние "двойного" на организм. Суть же приметы - в предостережении, ибо двойнята всегда считались несчастьем. Конечно, это суеверие. Оно основано на том, что на двоих - одна судьба и душа. Хотя, что касается животных, то им специально давали сросшиеся плоды, чтобы они приносили двойной приплод.
Пустую колыбель нельзя качать.
Запрет основан на том же, что и запрет зарисовывать беременную: если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята, и места будущему ребенку в ней нет.
По пятницам беременной волосы расчесывать нельзя.
Суеверие связано с именем Макоши, которую этим можно обидеть, и тогда она во время родов не придет на помощь.
Сама беременная не должна ребенку приданое готовить, не то он мертвым родится.
Частично это можно объяснить верой в "двойников". Мол, если одежда уже готова, то и ребенок должен быть в ней, а не отдельно. Но не менее реально иное пояснение: беременной и так трудно, а тут надо заниматься приданым - шить, выбирать. Приданое готовить можно и нужно, но заниматься этим должен кто-нибудь из членов семьи, а не сама будущая мать
Не надо подбрасывать ребенка после заката солнца: он будет плохо спать.
Логичное наблюдение, т.к. разыгравшегося ребенка не уложить, а закат солнца и время отхода детей ко сну стоят почти рядом. Родители, как правило, сами еще молоды и резвы, и эта примета - им в поучение.
Не надо малых детей целовать: немыми могут стать.
На мистическом уровне объяснимо тем, что взрослый своими губами может "забрать", "зацеловать" первое слово младенца. Суть же поверья - в соблюдении правил элементарной гигиены и, следовательно, в заботе о здоровье малыша.
Выпавший у ребенка зуб надо бросить в угол. Его возьмет мышка, и тогда у малыша вырастет такой же крепкий зуб на месте выпавшего, как зуб мыши.
Вероятнее всего, это просто забавное, "потешное", именно для детей придуманное поверье, чтобы им не жалко было расставаться с зубом, и чтобы они не спрашивали, где он. Просто выбросить обидно, ведь еще недавно зуб был неотъемлемой частью тела. Оставить - не эстетично. Мышка - замечательный выход из положения. С другой стороны, может учитываться и магическая роль угла как символ скрепления, крепости дома.
Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью.
Это поверье связано с тем, что ночью буйствует нечистая сила и через одежду на ребенка может быть наведена порча. По нынешним временам, одежку могут попросту украсть, так что и с этой стороны есть смысл прислушаться к давнему поверью.
Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором.
Эта примета направлена на защиту беременных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Посредством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться.
О дне и часе родов чужим нельзя говорить.
Более того, стараются скрывать это даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. Это связано с тем, что роженица может мучиться, не повлияет ли каждый, кто знает о родах, на их исход. В это время нередко специально отвлекают домочадцев и соседей, найдя им какую-либо работу. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза.
На одежде родильницы не должно быть узлов. Если коса заплетена, ее надо расплести.
Это связано с представлением о природе узла. Считается, что узел завязывает ребенку выход в мир. По той же причине беременная не должна иметь дел с веревками (здесь прямая ассоциация с пуповиной, которая может задушить ребенка) и наматывать нитки. В то же время среди мистических оберегов, которые носят беременные женщины, - пучки пряжи, красные нитки и т.д. (все - не заплетенное в узлы). Возможно, эта примета уходит своими корнями в давнюю старину, когда на Руси существовало узелковое письмо, - им пользовались волхвы и сказители, вывязывая нити в своего рода иероглифы (отсюда старинные выражения: "плетение словес", "наплел с три короба"). Таким образом, узел мог обозначать какой-либо словесный знак, возможно, и неблагоприятный.
Беременная не должна сидеть на пороге.
В первую очередь это связано с теми магическими свойствами, которые приписываются порогу как границе между двумя мирами - внешним, чужим, и внутренним, домашним, своим. Но, в сущности, за этим просматривается забота о здоровье будущей матери, ибо, во-первых, сидеть на пороге - далеко не самая удобная поза для беременной, а иногда и просто опасная, и, во-вторых, порог - место сквозняков, которые вовсе ни к чему женщине в таком состоянии.
Через полено шагать - тяжело детей рожать.
И снова речь в первую очередь идет о предписании осторожности. В поверьях фигурирует не только полено, но и веревка (ассоциация с пуповиной), топор, вилы (колющие, острые предметы), веник (под ним домовой живет, обидеться может) и т.д. Но, если вдуматься, общее здесь одно - нельзя переступать через препятствие, делать широкие шаги, противопоказанные при беременности.
Нельзя беременной через окно перелезать: роды трудными будут.
Пояснение то же, что и в предыдущем случае. К нему только добавляется мистический запрет, связанный с окном, через которое, по старому обычаю, покойника из дому выносили, чтобы он не запомнил обратной дороги через дверь и не являлся в дом призраком.
Легкие три месяца беременности - мальчик родится, тяжелые - девочка. Левой ногой вперед беременная выступает - мальчик родится, правой - девочка.
Эти приметы следует принять в качестве опытного наблюдения, без особых пояснений, как и примету: "живот тычком - к мальчику". Даже при известных несовпадениях они все-таки имеют под собою какие-то основания.
Беременную женщину встретить - к удаче, во сне увидеть - к успеху.
Поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим передником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. Точно так же, но уже от обратного, объясняется поверье, что нельзя беременной женщине отказывать в еде, - не то убыток будет у того, кто отказал.
Нельзя при беременной ругаться: ребенок с родимым пятном родится.
Это скорее не поверье, а именно примета, то есть замеченное длительным наблюдением. Не случайно и сейчас врачи рекомендуют беременным находиться подальше от шумных мест, резких звуков, нервных ситуаций. Все это отрицательно сказывается на ребенке. Может, и не родимое пятно, так какой-либо иной изъян окажется следствием ссоры, испуга.
Если облить беременную женщину во время засухи водой, дождь пойдет.
Вряд ли под этим суеверием есть какое-либо основание, кроме мистического, связывающего два понятия: беременную, как символ плодородия, и дождь, от которого зависит урожай (точно так же беспочвенно и то, что общение с беременной может избавить от бесплодия).
Если мальчик похож на мать, а девочка на отца - счастливыми будут.
Может быть, с точки зрения генетики в этом наблюдении и есть определенный смысл, но нам он пока неведом. Всякий может заметить, что в жизни нередко случается и наоборот. А есть люди, ни на одного из родителей не похожие, и, тем не менее, счастьем не обделенные. Но вспомнив поверье о том, что беременная должна смотреть на красивое и тогда ребенок красивым родится, можно предположить, в чем тут кроется суть: в любви. Если будущая мать во время беременности много времени проводит с мужем, любит его, считает самым лучшим, то и ребенок будет похож на него. Почему девочка? Может быть, потому, что при вынашивании девочки первые три месяца беременности протекают тяжелее, чем при вынашивании мальчика, и поэтому присутствие и помощь будущего отца более необходимы, да и беременная часто думает, вспоминает о нем в его отсутствие. Конечно, дети, родившиеся от любви, а не по другим причинам, более здоровы и счастливы. Но, повторяю, вполне возможно, что у генетиков есть более точные наблюдения и объяснения на сей счет.
Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной молоком.
С одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребенка: желают, чтобы его было в изобилии. С другой стороны, забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и непрозрачна, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного (ведь и собственная мать, сама того не желая, может сглазить малыша, излишне хваля его).
Отца новорожденного потчуют пересоленной кашей с перцем.
Это скорее обычай, а не поверье или примета. Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать "солоно и горько". Именно эти слова поизносят, поднося ему ложку с кашей.
Если ребенок долго не начинает самостоятельно ходить, надо между его ног положить веник - и прутья потом разбросать.
Суеверие построено на примитивном образе: связанный веник - связанные невидимыми путами ноги, разбросанные прутья - свободные шаги.
Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо.
Логично, если учесть влияние луны как на моря и океаны (приливы и отливы), так и на тело человека, преимущественно состоящее из жидкости. "На возрастающей луне" матери легче рожать, ребенку - появляться на свет. Полнота же луны трактуется как полнота
Новорожденного сразу надо на вывернутый тулуп положить - тогда богатым будет.
Мотив "косматого тулупа" встречается часто, в том числе и в свадебных обрядах, где его тоже связывают с богатством и деторождением. Корень поверья - в мистическом отношении к волосам, а также в поклонении зверю, избранному покровителем рода, племени.
Если в этом году родятся все больше девочки, то в течение года войны не будет.
Примитивно-мистическое поверье, подразумевающее, что на войну идут только мужчины и, следовательно, природа обеспечивает их постоянное число, давая жизнь мальчикам вместо погибших мужчин.
До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой.
Здесь прямая связь с тем, что рыбы "не разговаривают". Следовательно, и ребенок может остаться немым. Но, думается, нельзя исключить и более прозаичное, бытовое пояснение: в ухе и в рыбе встречаются мелкие кости, и ребенок, еще не научившийся говорить, не сможет сказать о том, что он подавился или укололся костью, что чревато осложнениями и даже гибелью малыша.
Нельзя стричь ребенка до года - вырастет бедным.
Снова видим проявление забытого культа волосатого животного (как и в случае с тулупом). С давних пор считается, что волосатые счастливее, здоровее и богаче прочих. Поэтому лишение волос - лишение и всех мистических благ, с ними связанных. К этому поверью добавлялось и другое: до года младенцу и ногтей не стригут.
Если беременная в испуге схватится за лицо, у ребенка на лице родимое пятно будет. Это же относится и ко всем иным частям тела.
Частично это поверье объяснялось выше - тем, что мать и будущий ребенок составляют единый организм. Стоит сказать, что данное поверье - одно из наиболее живучих и в любой деревне обязательно найдется женщина, знающая о таком случае. Автору доводилось об этом слышать неоднократно, особенно на Украине. Как-то даже показали на взрослого человека с огромным родимым пятном на лице, поясняя, что его мать схватилась за лицо во время пожара.
Проведывая роженицу, надо с собою хлеб приносить.
Это скорее обычай, чем примета. Здесь явлено и отношение к хлебу как к основной пище и символу благополучия, и отношение к роженице, поскольку она еще слаба и ей необходима помощь по хозяйству (вспомним, что раньше хозяйки пекли хлеб сами). Теперь этот обычай трансформировался в поднесение подарка "на первый зубок"; чаще всего это бывает серебряная ложка.
Свадебные приметы.
 (400x554, 57Kb)
Обметешь кого-либо веником - навсегда холостым останется (замуж не выйдет).
Поверье связано с несколькими символами: кругом, веником, мусором. Веник символизирует крепость дома (все прутья связаны вместе), отгоняет нечистую силу. Но если им при обметании замыкается круг, то человек так и останется одиноким в этом символическом круге. Верили также, что души умерших могут найти пристанище в домашнем мусоре. Обметая человека, его оставляют с частью невыметенного мусора, кругом словно обручая с ним навечно. В этой связи вспомним, что веник часто применялся при гадании о женихе.
Подметаешь пол неровно, мусор оставляешь - замуж за рябого выйдешь.
Смысл поверья - чисто воспитательный: с помощью такой ощутимой угрозы стараются научить девушек убирать в доме чисто. В самом деле, если везде будет виден мусор, то кто же из гостей захочет взять такую девушку в жены? Разве что "рябой" - тот, за которого никто замуж не идет.
Нельзя парню на пороге сидеть - никто за него замуж не пойдет.
С мистической точки зрения это поверье объясняется так же, как и прочие, связанные с порогом. Порог - место сакральное, символизирующее разграничение миров. Он -граница между домом и внешним миром. В то же время порог - неблагоприятное для здоровья место: тут легко и простудиться. По всем этим причинам ни приветствовать друг друга через порог, ни стоять на нем нельзя (невесту через порог переносят, чтобы она на него не наступила).
Хлебные крошки со стола стряхиваешь - денег не будет и замуж выйдешь за лысого.
В этой примете проявляется отношение и к столу, как одному из главных символов дома (надо уважать его, мыть после обеда, а не вытирать), и к хлебу как обожествленному продукту (нельзя хлебные крошки выбрасывать). В детстве это запугивание действует на девочек, а потом они уж привыкают к тому, как надо убирать со стола, чтобы замуж "за лысого" не выйти.
Сколько морщин между бровями, столько раз жениться (или замуж выходить).
Скорее всего, примета носит шутливый характер, предостерегая от мрачного нахмуривания бровей. Но физиономисты могут пояснить ее по-другому: древняя наука о лице основывается на своих наблюдениях.
На углу стола сидеть - семь лет в девках оставаться (не жениться).
Четыре угла замыкают плоскость стола, его обособленное пространство. А на углу сидеть - угла не иметь, потому что он в этом случае вне человека, направлен от него, не захватывает его в поле своего влияния. С бытовой точки зрения эта примета не позволяет хозяйке плохо, неудобно рассаживать гостей, ибо любой из них, будучи посажен "на угол", может обидеться.
Пришла сватья на рукобитье - двери на крючок.
Как только сват или сватья с родными жениха входят в дом родителей невесты, дверь тут же закрывается на крючок - чтобы случайно зашедший человек не сглазил дела.
Сватья в доме невесты не должна садиться. Сядет - дело не пойдет. - Еще говорят, если сватья сядет, то и дети потом у молодых седунами будут, поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят ее поесть, то и дети обжорством страдать будут.
Сейчас то ли сватьи менее опытны, чем раньше, то ли перестали придавать значение примете, но автору не раз доводилось на сговорках видеть сидящую и чай попивающую сватью.
Перед венчаньем жениху и невесте в одежду надо булавки воткнуть.
Это делается, чтобы колдун или просто завистник не сглазил молодых.
Свататься в апреле надо, до последнего дня.
Совет-примета основан на том, что в мае свататься или жениться - "всю жизнь маяться".
Корни его уходят в те времена, когда май был прочно связан с посевной. Впрочем, и сейчас майские сватовства и свадьбы - преимущество города, но не деревни.
Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи - иначе толку от сговора не будет.
Примета восходит к поверью, что в печи обитают души умерших. Грея руки, сваха как бы приветствует их. Хотя, если вдуматься, пришедшему с мороза человеку (а оговорки бывали, когда на улице - поздняя осень) действительно не мешает отогреться, - тогда и дело лучше пойдет. Тем более что сваха должна была все время стоять, сидеть ей запрещалось. Сваху обычно встречали припевом "Ой, Лада, Лада!", чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу - покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: "свадьбу ладить", "в семье лад", то есть вспоминают имя Лады.
В мае жениться (замуж выходить) - весь век маяться.
Об этой примете коротко уже говорилось ранее - остановимся здесь подробнее. В народе говорят и так: "Рад бы жениться, да май не велит"; или: "Добрые люди в мае не женятся". Это связано прежде всего с тем, что в мае начинаются полевые работы, которые завершаются только осенью. Май считался тяжелым месяцем и потому, что зимние запасы уже заканчивались, а летней пищи еще не было. В мае старались не только не жениться, но и не свататься: считалось, что крепкой майская семья не будет. Близко к этому поверью и такое: "В мае родиться - весь век промаяться". Практически это поверье и поныне сохраняет свою роль в сельской местности, где все подчинено земледельческому циклу. Да и горожане стараются его не игнорировать. Тем не менее, майских свадеб много, и отнюдь не всегда они неудачливы. Могу засвидетельствовать: родители автора, поженившиеся в мае, прожили в согласии около сорока лет, до самой смерти отца.
Чтобы в будущем не ссориться, молодая жена, входя в дом мужа, разбивает тарелку. Затем они вместе переступают через осколки.
Обычай бить посуду на свадьбе сохранился по сей день. В Москве автор не раз видел, как на Воробьевых горах или на Поклонной горе, куда заворачивают свадебные кортежи, молодые, выпив шампанского, тут же бьют бокалы. Однако жениху бить посуду не обязательно. Вероятно, традиция уходит корнями в те времена, когда невеста разбивала горшок. Если он разбивался - значит, невеста целомудренна, если же нет - значит, не уберегла себя. Есть еще одно объяснение: разбить посуду - значит: расстаться с холостой жизнью.
Уронить обручальное кольцо до того, как надел его на палец, - плохая примета.
В сущности, примета не несет на себе особой нагрузки, построена только на внешнем символе. Действительно, уронив кольцо в такой момент, можно испортить себе и своей половине настроение, особенно если кто-то из брачующихся суеверен. Но корни у этой приметы есть, и уходят они в те времена, когда сам символ - кольцо - истолковывался как символ вечности. Не зря же молодых и вокруг аналоя обводили (круг), а еще раньше - вокруг дерева. Другими словами, оброненное кольцо наводило на мысль о том, что этот брак не вечен.
Никто не должен жениху и невесте дорогу переходить.
Переход дороги кому бы то ни было истолковывается в народе как ее "перерезание", нарушение цельности пути. Злые люди специально старались пересечь дорогу перед свадебным поездом, чтобы лишить молодоженов удачи в жизни. Чтобы избежать этого, впереди свадебной процессии идут люди, которые принимают это на себя: в таком случае получается, что самим молодым дорогу не пересекли.
Сломался у невесты каблук - значит, семейная жизнь "хромать" будет.
Примета столь же примитивная, как и примета с уроненным кольцом, ибо построена на поверхностном сопоставлении "хромой" невесты и "хромой" жизни. Но, увы, в нее верят, и почти все невесты перед свадьбой проверяют прочность каблуков. А если, не дай Бог, каблук все же сломался, то из последних сил стараются не показать этого и хранят тайну годами. На самом деле самое страшное, что может произойти в этом случае, - будет немного "хромать" настроение, да и то если сама невеста верит в эту примету.
Потеряет невеста булавку - потеряет удачу.
Булавка (как и прочие острые металлические предметы) - традиционный оберег. Соответственно такая потеря истолковывалась как лишение магической защиты от нечистой силы.
Перед тем как молодоженам в дом войти, под порог кладут незапертый замок; как только вошли - замок запирают на ключ и выбрасывают.
Этот обычай символизирует, что через свою вольную, "открытую" жизнь молодые уже перешагнули. Запертый замок тут же выбрасывают - так, чтобы его нельзя было найти, - например, в колодец. Считается, что после этого муж и жена будут неразлучны.
И жених, и невеста в первый день свадьбы кладут в обувь деньги; как правило, жених - под обе пятки, невеста - только под левую пятку.
С одной стороны, этот обычай символизирует стремление к достатку (всю жизнь "по деньгам ходить"). С другой – монета выполняет роль оберега (вспомним хотя бы студенческий обычай класть в обувь пятак перед экзаменом). Обереговая функция подчеркивается и тем, что невеста хранит монету именно под левой пяткой. Когда невеста, по обычаю, вечером разувает жениха, деньги из его обуви она берет себе. Этот обычай напоминает молодому мужу, что достаток он должен нести в семью, жене и детям.
На свадьбе всегда кричат "Горько!"
Обычай этот имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом; гость клал на него деньги на обзаведение хозяйством, брал стоящую на подносе чарку, выпивал и говорил: "Горько!", - подтверждая, что выпил за здоровье молодых водку, а не воду; после этого он целовал невесту. Те, кто денег не давали, просто выпивали, говоря "Горько!" и довольствуясь наблюдением за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.
Свекор со свекровью встречают дома молодых хлебом - солью. Кто из молодых без помощи рук откусит больший кусок, тот и будет в семье главенствовать.
Примета смешная, придуманная скорее для того, чтобы у всех настроение было легким, веселым. Но сам обычай встречать хлебом - солью - древний, о чем уже говорилось впереди (хлеб символизирует достаток, соль - оберег от злых сил).
На следующий день после свадьбы теща зятя блинами кормит.
Это один из способов сообщить присутствующим о целомудренности невесты. Если жених выедал середину блина и откладывал его на своей тарелке в сторону, это свидетельствовало о том, что невеста не соблюла своей девственности.
Поминки с блинов начинают, а свадьбу блинами заканчивают.
Смысл второй части этого обычая пояснен выше: речь идет о подтверждении целомудренности невесты или о том, что она не девственна. Надо полагать, теща немало понервничает, пока дождется, съест ли зять блин или, выев серединку, оставит его на тарелке.
Свадебные машины нередко украшают красными лентами.
Делают это по традиции, не вдумываясь в ее смысл. Порой украшают машину и красными лентами, и голубыми, считая, что красная свидетельствует о присутствии в машине невесты, а голубая - жениха. Но раньше два эти цвета вместе были просто немыслимы, потому что красная лента символизировала (на второй день после свадьбы!) невинность невесты, а голубая - совершенно обратное! С косынкой или лентой того или иного цвета на второй день зять приезжал к теще. Если невеста была нецеломудренная, это считалось позором для ее семьи. Прилюдно ее матери вручали пирог с дыркой, а отцу - кубок с дыркой.
Неожиданный дождь в день свадьбы - к богатству в молодой семье.
Это связано с отношением к дождю как к небесному явлению, имеющему магическую силу. Без дождя и в самом деле немыслимо плодородие, урожай, а значит, и богатство. Кое-где существует обратное поверье: дождь - это к слезам; но оно распространено значительно меньше.
Невеста не должна одна переступать порог дома, где ей предстоит жить с мужем: или переступают вдвоем с женихом, или он вносит ее через порог на руках.
Это связано с мистической ролью порога в доме, о чем мы уже говорили. Требование переступать порог вдвоем символизирует пожелание отныне все делать вдвоем, в полном согласии.
Во время свадьбы туфли невесты крадут и требуют за них выкуп.
Подержать в руках туфельку невесты - считалось к удаче (если девушка замуж выходит, не осталась в девках - значит, удачлива).
Вслед жениху и невесте принято бросать старую, сношенную обувь.
Автор несколько раз наблюдал в деревнях: мчится свадебный кортеж, женщины не успевают забежать за обувью в дом, поэтому снимают стоптанный башмак с ноги и бросают вслед машинам, а затем снова обуваются. Объяснили мне этот обычай так: пусть все старое, пройденное, изношенное останется для молодых в прошлом и никогда не вспомнится, как изношенная обувь; пусть они идут только вперед, "в новой обуви".
К свадьбе пекут "рощу" - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. - Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки - рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто - символ благополучия, плодородия.
Свадебный венок выбрасывать нельзя.
Свадебный венок - непременное украшение невесты и по сей день (сейчас, правда, от него остался лишь букетик мирта в прическе невесты); он символизирует, наряду с кольцом и венцом, вечность. Одновременно это и последний головной убор девушки, ибо, став женой, женщиной, она уже не имеет права носить венок на голове. Во время венчания венок служил и оберегом, поскольку в него часто вплетались обереговые растения (например, базилик). А выбрасывать свадебный венок не разрешалось потому, что ему приписывались целебные и даже лечебные свойства: цветы для него и специально подбирались, и получали заряд светлой энергии в период венчания и свадьбы.
Теперь рассмотрим приметы о доме - самом важном месте человека.
 (600x441, 84Kb)
Первым в новый дом входит старый человек.
Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.
Первой в новый дом впускают кошку.
В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель. Автор специально наблюдал за дальнейшей судьбой кошек, которые первыми были впущены в новый дом. Погибших среди них не было. Более того, одна прожила фантастически долгую жизнь - около двадцати лет.
На первую ночь в новом доме надо петуха запереть.
Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное - принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее "кровавой", не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, - и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.
На Федору не выноси из избы copy.
В каждой избе есть "дедушка", "хозяин" - домовой. Живет он, где сам захочет, - за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме - веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и "дедушку", не то он обидится и пакостить начнет.
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси.
Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла - излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог - и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых - чтобы перенести домового; во-вторых - чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет.
К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя - все равно, что вымывать, выметать его из дому.
Поверье, суть которого - в мистическом восприятии человека и "следов от него". Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий "духовный след" от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о "следах" врага).
Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда.
Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.
Выпал кирпич из печи - добра не жди.
Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа - это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.
Здороваться и прощаться на пороге - к ссоре.
Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) - мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза.
Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник - и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз - значит, использовать его защитную функцию, а именно - призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.
Хранить разбитую посуду - к несчастью.
Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: "Посуда бьется - к счастью". Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.
Двери начали скрипеть - к несчастью.
Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь - не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений "несчастья".
Не сиди на пороге – заболеешь.
О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести.
Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это - излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку - тогда и порчу не почему будет наводить.
Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать.
Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор - пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу.
Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).
Въехал в новый дом - потолок целый год белить не надо.
В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).
Не сиди, девица, на подоконнике - замуж не выйдешь.
Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых - испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.
Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь.
Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет - к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья - всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.
В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь.
Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: "Всякая метла по-своему метет": То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется.
В основе поверья - отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь.
Мести к порогу - значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое - хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.
Загудело в печной трубе - душа покойника мучается.
Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших. Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, - чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны "чужими".
Передний угол в доме трещит - несдобровать хозяину.
Угол для славян - не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда - окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки - треск, стук, - доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья - в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать - не только хозяину, но и всем домочадцам.
Петух головой затряс - быть беде.
Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже "снести яйцо", из которого появляется на свет "маляк", доводящий потом хозяев до смерти). Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, - однозначно. И суеверие - повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.
Стук в доме без причины - к чьей-либо смерти.
Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.
Вымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса - значит всех живых из дома вымести.
Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.
Теперь рассажем о приметах, связанных с едой.
 (700x525, 163Kb)
Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут.
Мы уже говорили об этой примете в связи с заботой о беременных, но это относится и ко всем людям. Вероятно, поверье имеет прежде всего этический смысл. Еда - важный жизненный процесс, и проходить он должен в удобных, комфортных условиях. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он - вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.
Большой урожай хлеба - к близкому голоду.
В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала "отдыха", и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.
С ножа не ешь - злым будешь.
Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.
Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится.
Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычная педагогическая "обманка": мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.
Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет.
Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.
Первый блин - заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся.
Блины у славян - любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному богу. Потому блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу, и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке. Второе из приведенных выше поверий (кто блины печет, о душе покойного печется) восстанавливает корневую связь между словами печь и печься. Блин по праву считается старше любого другого хлебного изделия; больше того, это и символ вечности (круг). Хозяйки подметили, что если посторонний смотрит, как пекут блины, то они выпекаются не столь безупречно. Вероятно, причину надо искать не в сглазе, а в том, что при посторонних женщина начинает спешить, нервничает - и в результате следит за блинами не так тщательно, как в привычной обстановке.
Не ешь горох натощак - кого-нибудь сглазишь.
Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (не случайно им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох - еда достаточно тяжелая и добавляться должна в пищу понемногу. Завтрак, начатый с гороха, может испортить человеку настроение на весь день. А это плохо отразится и на отношении к окружающим.
Горшок с кашей в печи треснул - не к добру.
Горшок с кашей - один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, - конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может.
Как мы уже говорили, порог отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого, населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.
Не ешь во время учения: заешь выученное.
Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на физиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается", то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.
Ложку на столе после обеда забыть - к гостю.
Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый еще недоеден, - значит, кто-то близкий голодает. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, - для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.
Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится.
С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна - это планета мертвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны - это мертвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. "На возрастающей Луне" (от новолуния до полнолуния) свет ее активнее, чем "на уходящей Луне". Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.
На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке - тогда они будут лучше храниться.
Засоленные огурцы желательно встряхивать не только на Воздвиженье. Но тут мы имеем дело с частым в народе обыгрыванием слов: Воздвиженье - двигать, передвигать. Точно так же в народе говорят: на Тихона Солнце тише идет. В этом случае игра слов отражает астрономическое явление: к концу июня Земля действительно вращается вокруг Солнца со скоростью, которая на 3600 километров в час меньше, чем в начале года.
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой.
На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот - соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), - значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.
Бумагой стол вытирать - к ссоре.
Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.
Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется.
Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью.
Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь; "идти посолонь" (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: "идти по Солнцу". "Хлеб да соль!" - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.
Хлеб в печи раздвоился - к отъезду кого-то из домочадцев.
Имеется в виду отслоение части каравая от целого. Хлеб - символ единства семьи: о том, кто оказался вне семьи, говорят: "отрезанный ломоть". И по ассоциации "раздвоение каравая - раздвоение семьи" делают предположение, что кто-то может уехать.
Чай пролить - к недоразумению.
Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.
Чаинка в стакане плавает - к подарку.
Подобное же поверье существует и о мухе, попавшей в суп. Мы имеем дело с функцией приметы, которая направлена на то, чтобы успокоить человека, гипотетической посулой скрасить небольшую досаду.
Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным.
Дело тут в символике яблока, как плода любви (можно вспомнить и миф о Парисе, и библейское яблоко, и яблочко на тарелочке, которое помогает увидеть милого). Второй символ - упавший предмет; считается, что он предвещает встречу: упал предмет мужского рода (нож) - к встрече с мужчиной, женского рода (ложка, вилка) - к встрече с женщиной. Поскольку яблоко среднего рода, то его легко трактовать в свою пользу как девушке, так и юноше.
До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут.
Запрет построен на том, что не все ягоды к этому времени созревают, а незрелые ягоды опасны для здоровья. С другой стороны, созревшие ягоды, пока их немного, в первую очередь отдают именно детям. Поэтому поверье отчасти трактуется и как напоминание: сначала накорми ребенка ("чтобы он не умер"), а уж потом ешь сама.
Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе - сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет.
Причина этих двух поверий проста. Выброшенную в воду скорлупу склевывают утки, "наклевывая" и собственные яйца. А к не раздавленным скорлупкам, валяющимся на дворе, может пристраститься собака или курица - и потом портить настоящие яйца. Вот и появилась угроза лихорадкой - для пущей острастки.
Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду.
Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: "Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность" и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.
Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась.
Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки, а умысла, первопричина которого - в желании добиться любви. Кстати, не столь давно в печати появилось и еще одно пояснение, проливающее свет на эту давнюю примету. Оказывается, в состоянии влюбленности женский организм ощущает нехватку соли, - поэтому женщина и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что солоно для других, ей кажется в самую пору.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь.
Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).
Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется.
Соль - один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль - значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью - символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль - значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли, не огорчаясь, а смеясь.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь.
Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, - и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка - непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку, надо опасаться уронить ее или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.
Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится.
Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от не-чистой силы: "черт в ведро плюнет"). Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка - для книги "Сказки, легенды, мифы и предания славян" - несколько подобных случаев, рассказанных "очевидцами". На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д.
Каша выходит из горшка к выходу из печи - это к несчастью, а если к дальней стене - к изобилию.
Несмотря на то, что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении: к выходу из печи - значит, и к выходу из дому, а к стенке - значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым, выражая благосклонность.
Хлеб не выпекается, сырым остается - к разлуке или к разорению.
В предыдущих случаях мы имели дело с отношением человека к хлебу, а в данном случае - с отношением хлеба к человеку. Считалось, что при выпечке каравая души умерших питаются запахом, который при этом исходит (то есть духовной субстанцией пищи). Хлеб не выпекается - значит, души предков не нуждаются в кормлении, покинули печь и дом. А тогда уж жди любой беды.
Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит.
Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. "Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном", и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом - не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась - такой, например, шуткой: "Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет".
Соль в огонь просыпать - к ссоре.
Поверье очень близки к одному из предыдущих: "соль просыпать - к ссоре". Но если, просыпав соль на пол, можно собрать ее и бросить через левое плечо в глаза искусителю, то, просыпав в огонь, ее уже не соберешь. И тогда искуситель устраивает ссоры с ближними. Бытовой же смысл поверья заключался в дороговизне соли в старые времена.
Не убирай в дому, когда хлеб в печи, - достатка не будет.
Во время выпечки хлеба запрещалось и выходить из дому, и даже шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому (одухотворенному) существу. Выйдешь из дому - хлеб обидится, что его оставили в одиночестве. А шум может его испугать. Что же касается уборки, то это просто оскорбление хлеба! На бытовом уровне поверье толкуется как полезное и рациональное: не надо делать несколько дел сразу - ни одно не удастся. Тем более такое сложное, как выпечка хлеба, требующая постоянного присутствия хозяйки у печи.
Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить.
С осиной в народе связано множество поверий и примет. Замечательный наш фольклорист С.В. Максимов пишет на сей счет: "Осина, или дрожащий тополь, в отличие от прочих деревьев имеет некоторую особенность в строении листового черешка. Черешок листа длинный, часто длиннее, чем пластинка, и широко сплюснут... Это и есть причина того, что от малейшего ветерка лист начинает дрожать. Так объясняется это явление ботаниками. При этом забыли, что она приносит сравнительно с другими древесными породами наибольшую человечеству пользу, особенно нашему русскому. В деревнях из нее вся домашняя посуда, а в городах - даже и та бумага, на которой печатаются эти строки". Кроме того, осина - и лучший материал для дуг. И она действительно имеет свойство сохранять капусту - благодаря особенностям своей коры.
Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп.
О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу ее "выкупить". На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили - понимает, что у него новый хозяин появился.
До яблочного Спаса яблоки нельзя есть.
Поверье зародилось на мистическом уровне: яблок до Спаса нельзя есть тем, у кого дети умерли, - чтобы им на том свете яблоки достались (имеется в виду духовная субстанция сохраненных на дереве плодов). Но об этом со временем забылось, и остался лишь запрет для всех. Основан он на том, что в деревнях до августа (то есть именно до Спаса) далеко не вс

Источник: http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%EE%E2%E5%F0%FC...

Комментарии к Кардиологический центр в рязани запись на прием
Вы должны взглянуть: Новинки








Статистика
Скачиваний Кардиологический центр в рязани запись на прием :
Сегодня: 331
Неделя:  6410
Меню
  • Диагностика
  • Медицина
  • Геморрой
  • Лифтинг
  • Зрение


  • prosto-wkusno.ru Copyright © 2014
    Кардиологический центр в рязани запись на прием | Правила | Политика конфиденциальности